Использование туши и перьев в создании черно-белых иллюстраций

Матчасть

Искусство черно-белой иллюстрации, создаваемой с помощью туши и пера, – древняя, выразительная форма графики. Эта техника, основанная на контрасте глубокого чёрного цвета туши и белизны бумаги, позволяет художникам добиваться высокой степени детализации и эмоциональной насыщенности. Рисунок пером и тушью традиционно занимал важное место в книжной иллюстрации, карикатуре и станковой графике, сохраняя свою актуальность и в современную эпоху. Отличительной чертой этого вида искусства является его способность передавать как тончайшие нюансы формы, так и мощные, экспрессивные образы.

Исторический экскурс

История применения туши и пера для создания изображений насчитывает многие столетия, охватывая различные культуры и художественные традиции. Первые шаги в этом направлении были сделаны ещё в древности, а подлинный расцвет техника пережила как на Востоке, так и на Западе, каждый раз обретая новые черты и смыслы.

Древние истоки и Восток

Использование чернил для изобразительных целей известно со времён древних цивилизаций. Например, сохранились образцы греческого искусства, выполненные пером и краской на папирусе, датируемые примерно 300 годом нашей эры. Однако особое развитие это искусство получило в Китае, начиная с эпох династий Тан (618–906 гг.) и Сун (960–1279 гг.), а затем и в Японии в период Муромати (1338–1573 гг.). В этих культурах перо и тушь стали основными инструментами не только для живописи, но и для каллиграфии, искусства красивого письма, которое ценилось наравне с изобразительным творчеством.

Использование туши и перьев в создании черно-белых иллюстраций
Image by Gallerix

В Китае возникла и достигла высокого уровня техника монохромной живописи тушью, известная как шуймохуа или суйбокуга (буквально – «картина водой и тушью»). Этот стиль, зародившийся примерно в VII–VIII веках, предполагал использование чёрной туши, которую разводили водой для получения различных оттенков серого. Художники работали кистями из бамбука и шерсти животных, нанося изображение на шёлк или бумагу. Суйбокуга, впоследствии заимствованная японскими мастерами в XIV веке, к концу XV века превратилась в ведущее направление японской живописи под названием суми-э. Эта техника ценилась за лаконизм, глубину и способность передать суть изображаемого через несколько точных мазков. Монохромность позволяла мастеру сосредоточиться на тональных переходах и выразительности линии.

Европейская традиция: от Средневековья до Возрождения

В Европе тушь начала активно применяться в художественной практике примерно с XV века. Изначально, подобно восточной традиции, европейский рисунок тушью развивался от контурной линии к созданию тонального пятна. Однако на первых порах тон достигался преимущественно при помощи штриховки, а позднее – размывкой кистью. В древности для рисования использовали тростниковые перья. Начиная с VI века, в Европе широкое распространение получило гусиное перо, которое оставалось основным инструментом рисовальщиков на протяжении многих столетий.

Эпоха Возрождения стала временем расцвета рисунка пером. Такие инструменты, как стилус (заострённая палочка), металлическое острие и перо с тушью, рассматривались как средства для создания тонкой, чёткой линии, в отличие от широких мазков, которые давали уголь или мел. Виртуозным мастером рисунка пером был Леонардо да Винчи, чья работа «Пять гротескных голов» демонстрирует точность и выразительность этой техники. Согласно трактату Ченнино Ченнини «Книга об искусстве», написанному в ранний период Возрождения, ученики художников переходили к рисованию пером и тушью на бумаге только после года практики с другими инструментами, такими как стилус или металлическое острие. Особенностью туши была её стойкость: после нанесения на бумагу чернила уже нельзя было стереть, ошибки исправлялись лишь аккуратным соскабливанием. Пером рисовали многие выдающиеся мастера, включая скульпторов, таких как Микеланджело.

Развитие в Новое время и XIX век

В XVII веке в Голландии возникла особая техника рисования пером, которая иногда сочеталась с элементами живописи. Художники, такие как Виллем ван де Велде Старший, которого считают изобретателем этого метода, сначала использовали скребок для обозначения участков рисунка. Затем холст покрывали белой масляной краской, после чего мелкие детали прорисовывались пером тушью. Иногда готовый рисунок покрывали лаком для сохранности. Эти работы отличались контрастом между залитыми черным участками и белым фоном. Техника была особенно популярна для создания морских пейзажей, так как позволяла детально изображать корабли и волны. Использование этого метода продолжалось до начала XVIII века, но затем его популярность снизилась, возможно, из-за трудоёмкости процесса.

В XVII веке из Англии пришло металлическое перо, которое постепенно начало вытеснять гусиные и тростниковые перья. К середине XIX века металлические, или стальные, перья стали основным инструментом для многих художников. Они предлагали большее разнообразие: перья разных размеров позволяли варьировать толщину линии, создавать как широкие штрихи, так и очень тонкие, что было сложно достичь при работе гусиным или тростниковым пером. Рисунок пером и тушью продолжал активно использоваться художниками в периоды барокко, рококо, романтизма и неоклассицизма, оставаясь важным средством художественного выражения на протяжении всего XIX века. Мастера ценили эту технику за её графическую чёткость и возможность создавать сложные тональные градации.

Инструменты и материалы

Успех в создании черно-белых иллюстраций тушью и пером во многом зависит от правильного выбора и умелого использования инструментов и материалов. Каждый элемент – от качества туши до типа пера и бумаги – вносит свой вклад в конечный результат.

Тушь: состав и свойства

Тушь – это краска, обычно чёрного цвета, состоящая из мелкодисперсного пигмента (чаще всего сажи) и связующего вещества. История туши уходит корнями в Древний Египет и Древний Китай, где изготавливали чёрную сажевую тушь. По одной из легенд, тушь была изобретена китайским философом Тянь-Лчоу около 1200 года до н.э.. Изначально она создавалась для затушёвывания иероглифов, вырезанных на камне, и содержала угольный пигмент с клейкими веществами на водной основе. Классическая китайская тушь изготавливалась из сажи, получаемой при сжигании хвойных деревьев или масла, смешанной с желатином из ослиных шкур и мускусом.

В Древнем Риме также применяли чёрную тушь, хотя был известен и секрет изготовления пурпурной краски, которая из-за сложности получения использовалась только для государственных документов. Римские художники делали чернила из плодовых косточек, виноградной лозы, мягкой древесины, сажи, древесного и костного угля. В XI веке в манускрипте «О красках и искусствах римлян» были предложены различные способы приготовления туши, включая получение её из сажи от сжигания дерева. Примечательно, что разные породы дерева придавали туши различные оттенки, а лучшая чёрная краска до сих пор готовится из сажи, полученной при сжигании виноградных косточек.

В средневековых монастырях были известны так называемые «чернильные орешки» (дубовые галлы), из которых делали стойкие чернила. Позднее появилась китайская тушь на основе ламповой копоти, а также бистр (из древесной сажи) и сепия (из секрета каракатицы). На Востоке тушь традиционно хранилась в виде твёрдых плиток, которые перед использованием растирали с водой до необходимой консистенции. Современная тушь бывает жидкой, готовой к употреблению, или концентрированной, требующей разбавления водой. Качественная тушь должна давать насыщенный чёрный цвет, быть стойкой к свету и воде (после высыхания, если это перманентная тушь).

Перо: эволюция и разнообразие

Перо является одним из главных инструментов европейского рисунка. Самым первым инструментом, который использовали для письма и рисования тушью, было птичье перо. Обычно это были гусиные или утиные перья. Если требовалось провести более тонкую линию, могли выбирать перо вороны. Кончик такого пера специальным образом заостряли, а полый стержень пера удерживал достаточное количество чернил для выполнения нескольких штрихов. Гусиные перья были распространены в Европе до середины XIX века. Тростниковые перья также использовались, особенно в древности и на Востоке, где эта практика сохраняется и поныне.

С XVII века, благодаря изобретению в Англии, начали распространяться металлические перья. Со второй половины XIX века мастера все чаще отдавали предпочтение стальным перьям различных размеров. Металлические перья позволили значительно расширить диапазон толщины линий, создавая как очень тонкие штрихи, так и широкие, уверенные мазки. Современные металлические перья для рисования делятся на несколько больших групп, например, ширококонечные, остроконечные и перья типа «рондо». Важной частью пера является расщеп на его кончике: в остроконечном пере он один, а в ширококонечном может быть один или два, в зависимости от ширины пера. Расщеп служит для того, чтобы тушь или чернила удерживались между краями пера и равномерно стекали на бумагу через кончик в необходимом количестве. Выбор пера зависит от стиля художника и задач, которые он перед собой ставит.

Бумага и другие поверхности

Хотя поисковые результаты не уделяют этому вопросу много внимания, выбор бумаги имеет существенное значение для рисунка тушью и пером. Бумага должна быть достаточно плотной, чтобы выдерживать нанесение туши и не коробиться. Гладкая бумага позволяет перу легко скользить, создавая чёткие линии, в то время как фактурная бумага может придавать штрихам дополнительную живописность. Для техник с размывкой тушью водой, подобных акварели, требуется бумага, хорошо впитывающая влагу, например, акварельная. В древности и на Востоке в качестве основы для рисунков тушью также использовали папирус и шелк.

Дополнительные инструменты

Помимо пера, художники часто используют и другие инструменты в работе с тушью. Кисть является важным дополнением, позволяя применять более свободные техники. Рисование кистью может напоминать работу акварелью, особенно если тушь разбавлять водой в различных пропорциях для получения мягких переходов тона. Чем больше воды, тем светлее становится оттенок туши. Кисть и разбавленная тушь могут оживить контурный рисунок, сделанный пером, добавляя тени в виде пятен с мягкими переходами и придавая изображению глубину. Рисовать кистью можно как по сухой, так и по влажной поверхности бумаги. Рембрандт, например, прорабатывал свои рисунки не только пером и кистью, но и щепочками, палочками и даже собственными пальцами. Современные художники также могут использовать тонкие маркеры и шариковые ручки для добавления текстур, мелких деталей или смягчения линий, которые выглядят слишком жёсткими после работы пером.

Техники работы тушью и пером

Техники рисования пером и тушью отличаются от приёмов, используемых с другими художественными инструментами, что придаёт таким работам уникальный характер. Перо, по своей природе, инструмент более резкий и менее гибкий по сравнению с карандашом или кистью, хотя и оно прошло долгий путь эволюции. Рисунок пером обладает выраженной индивидуальностью, независимо от применяемых техник.

Создание линии: основа выразительности

Линия – это фундаментальный элемент в рисунке пером. С помощью пера можно создавать тончайшие линии, прорисовывать контуры объектов и выполнять детализированную штриховку. Характер линии может сильно варьироваться: она может быть длинной и свободной, как в усах Белого Кролика на иллюстрациях Ральфа Стедмана, или мелкой и округлой, как штрихи вокруг глаз того же персонажа. Варьируя нажим на перо, его наклон и скорость движения, художник может изменять толщину и интенсивность линии, передавая объем, текстуру и движение. Например, тонкие, уверенно нарисованные линии могут передавать лёгкость и изящество, в то время как жирные, энергичные штрихи – силу и динамику. Стедман в своих работах использует всю палитру приёмов работы пером, от почти чертёжной точности до экспрессивных росчерков с кляксами и брызгами.

Штриховка и передача тона

Передача различных тонов и теней в рисунке пером достигается способом, отличным от тех, что применяются при работе с другими материалами. В отличие от акварели или масла, где для получения светлых тонов добавляют воду или белила, при рисовании пером тушь наносится на бумагу, сохраняя всю свою интенсивность. Полутона и другие градации достигаются за счёт использования белой бумаги как разбавляющей среды. Это происходит благодаря линиям, полоскам и другим элементам, которые позволяют белой бумаге проглядывать и, смешиваясь с цветом туши, осветлять тон чёрного.

Для создания более тёмного тона используется большее количество линий тушью, расположенных близко друг к другу, или более толстые линии. Для более светлого тона – соответственно, меньше линий, или они делаются тоньше, а промежутки белой бумаги между ними становятся шире. Таким образом, соотношение чёрных линий и белых промежутков бумаги между ними является фактором, управляющим тоном. Например, фон из однонаправленных линий будет светлее, если чёрные линии тонкие, а белые промежутки широкие, и темнее, если чёрные линии гораздо толще, а белые – тоньше. Больше туши – темнее тон, меньше туши – светлее тон.

Одним из приёмов для затемнения тона является перекрёстная штриховка, когда одни линии пересекают другие. Этот приём иногда используется для усиления уже наложенного тона или для придания рисунку разнообразия. Однако современная традиция рисования пером чаще предполагает использование более жирных линий, расположенных ближе друг к другу, для затемнения тона. В тех участках рисунка, где тон должен быть очень темным, но ещё не сплошным черным, а линии уже расширены до предела, перекрёстная штриховка может превратить тонкие белые линии в маленькие белые точки, делая тон ещё насыщеннее. Важно помнить, что одна линия сама по себе всегда будет чёрной, но две или больше создают уже серый тон из-за видимой между ними белой бумаги.

Работа с пятном и заливкой

Помимо линейной работы, тушь позволяет создавать сплошные чёрные области, или заливки. Эти чёрные пятна могут быть самыми сильными акцентами в рисунке тушью, придавая ему мощь и выразительность. Сплошная заливка может использоваться для изображения глубоких теней, силуэтов или для создания контрастного фона, как, например, в иллюстрации Стедмана, где Алиса падает в нору, представленную черным листом с оставленным белым колодцем. Заливка может выполняться как пером (для небольших участков), так и кистью, особенно для покрытия больших площадей. Разбавленная водой тушь, нанесённая кистью, позволяет создавать мягкие тональные переходы и эффекты, напоминающие акварельную размывку. Это оживляет рисунок, придаёт ему глубину и объем.

Использование белого пространства и белил

Белое пространство бумаги играет не менее важную роль, чем чёрные линии и пятна туши. Оно не просто фон, а активный элемент композиции, формирующий свет, объем и воздух в рисунке. Как уже упоминалось, именно пропорция видимой бумаги и нанесённой туши определяет тон. Сознательное оставление незакрашенных участков, формирование белых линий и контуров за счёт окружающих их чёрных штрихов – важный навык художника-графика.

Иногда бывает сложно оставить тонкую, чёткую белую линию, рисуя вокруг неё чёрной тушью, так как перо может давать слегка неровный край. В таких случаях многие художники предпочитают сначала заполнить пространство черным, а затем прорисовать поверх туши белые линии с помощью специальной плотной, непрозрачной белой краски. Такие белые линии наносятся пером или тонкой кистью теми же приёмами, как если бы это была чёрная тушь на белой бумаге. Толщина белых линий и расстояние между ними варьируются так же, как и при работе чёрной тушью, создавая различные тональные эффекты на чёрном фоне. Этот приём позволяет добавлять детали, блики и текстуры на тёмные участки изображения.

Смешанные техники и эксперименты

Многие художники не ограничиваются классическими приёмами и активно экспериментируют, сочетая различные техники и инструменты. Ральф Стедман, например, без колебаний соединяет тончайшую штриховку с беспорядочными, небрежными мазками фона, использует брызги и кляксы туши для подчёркивания динамики движения. Мелкие брызги туши могут добавить живости и экспрессии, а сочетание штриховки, выполненной тонким стальным пером, с линиями, похожими на рисунок тростниковым пером, обогащает фактуру.

Работа кистью с разбавленной тушью может сочетаться с чёткими линиями пера, создавая контраст между мягкими тональными переходами и строгой графикой. Некоторые художники используют даже нетрадиционные инструменты, такие как щепочки или палочки, для нанесения туши, добиваясь уникальных текстурных эффектов. Добавление деталей с помощью тонких маркеров или шариковых ручек после основной работы тушью также является примером смешанной техники, позволяющей уточнить рисунок и добавить ему интереса. Свобода эксперимента – одна из привлекательных сторон работы тушью и пером.

Стилистические особенности и известные мастера

Техника рисунка тушью и пером породила множество стилей и направлений, от строгого реализма до смелой экспрессии. Мастера разных эпох использовали её для решения разнообразных художественных задач, внося свой вклад в развитие этого вида искусства.

Реализм и детализация

Благодаря возможности создавать очень тонкие и чёткие линии, перо и тушь идеально подходят для реалистических иллюстраций, где важна точность и проработка деталей. Эта техника позволяет передавать фактуру предметов, игру света и тени, сложные узоры и орнаменты. Например, в XVII веке голландские мастера использовали перо для детального изображения кораблей и морских волн в своих картинах на морскую тематику. Точность линий, сравнимая с чертёжной, может сочетаться с тончайшей штриховкой для создания объёма и глубины. Классические иллюстрации к научным трудам, ботанические зарисовки часто выполнялись именно в этой технике из-за её способности к точной передаче формы.

Экспрессия и динамика

Наряду с детализацией, перо и тушь могут быть мощным средством для создания экспрессивных и динамичных образов. Художники, подобные Ральфу Стедману, демонстрируют, как традиционная техника может выглядеть совершенно нескучно и даже «сумасшедше». В его работах линии живут своей жизнью: они изгибаются, переплетаются, срываются в брызги и кляксы, передавая энергию и движение. Жирные штрихи, резкие контрасты чёрного и белого, неожиданные композиционные решения – все это способствует созданию сильного эмоционального воздействия. Мелкие брызги туши могут подчёркивать динамику полёта или быстрого движения, а свободные, размашистые линии передавать характер персонажа.

Карикатура и гротеск

Перо и тушь – излюбленные инструменты карикатуристов и мастеров гротеска. Чёткость линии позволяет точно схватывать и преувеличивать характерные черты, создавая узнаваемые и сатирические образы. Ральф Стедман, известный британский карикатурист, является ярким примером художника, использующего эту технику для создания остроумных и зачастую шокирующих иллюстраций. Его персонажи часто деформированы, их эмоции доведены до предела, а окружающая обстановка полна абсурдных деталей. Перо позволяет с одинаковой лёгкостью вырисовывать как изящные детали, так и грубые, экспрессивные формы, что важно для создания гротескного эффекта.

Влияние на книжную иллюстрацию и графику

Рисунок пером и тушью оказал огромное влияние на развитие книжной иллюстрации. На протяжении веков эта техника была одной из основных для создания изображений в книгах, от средневековых манускриптов до современных изданий. Ее популярность объясняется несколькими факторами: возможностью точной передачи авторского замысла, относительной лёгкостью воспроизведения при печати (особенно в дофотографическую эпоху) и способностью гармонично сочетаться с текстом на странице. Многие классические произведения мировой литературы получили своё визуальное воплощение именно благодаря иллюстрациям, выполненным пером и тушью. Помимо книжной графики, эта техника широко используется в создании экслибрисов, плакатов, комиксов и других видов печатной продукции. Ее универсальность и выразительные возможности продолжают привлекать художников и сегодня. Мастера, такие как Рембрандт, Гойя, Ван Гог, Пикассо, оставили после себя великолепные образцы рисунков пером, демонстрирующие неисчерпаемый потенциал этой техники.

Работа тушью и пером требует от художника твёрдой руки, острого глаза и глубокого понимания возможностей материала. Это искусство сочетает в себе строгость и свободу, точность и экспрессию, позволяя создавать произведения, которые остаются актуальными и впечатляющими на протяжении многих лет.


Музейное дело Словарь художника Хендмейд Современное искусство Скульптура Фото Интерьер Детские рисунки Графика Диджитал Бодиарт Образование Психология Философия Лингвистика
Этот сайт существует
на доходы от показа
рекламы. Пожалуйста,
отключите AdBlock